Соискателям статуса

Требования согласно Положения о порядке сдачи квалификационного экзамена и оценки знаний претендентов (утверждено Решением Совета ФПА РФ от 07.03.2023г.).

Для сдачи квалификационного экзамена и приобретения статуса адвоката претендент вправе обратиться в квалификационную комиссию субъекта РФ, в котором он зарегистрирован по месту постоянного или преимущественного проживания (далее – место постоянного жительства) и в качестве налогоплательщика.

Претенденты, изменявшие место постоянного жительства и место учета в качестве налогоплательщика, допускаются к сдаче квалификационного экзамена и приобретают статус адвоката в квалификационной комиссии субъекта РФ, в котором они были зарегистрированы по постоянному месту жительства и состояли на налоговом учете не менее чем за год до момента обращения с заявлением о присвоении статуса адвоката.

Однако при наличии обстоятельств, свидетельствующих о действительном изменении места постоянного жительства (приобретение недвижимого имущества, изменение места жительства либо места работы членов семьи претендента, необходимость лечения и др.), такие претенденты вправе обратиться в Совет Федеральной палаты адвокатов РФ с заявлением о согласовании в качестве места сдачи квалификационного экзамена места регистрации по постоянному месту жительства.

Лицо, претендующее на присвоение статуса адвоката, представляет в адвокатскую палату следующие сведения и документы:

1. Паспортные данные претендента, в том числе фамилия, имя, при наличии - отчество (в случае изменения – прежние сведения и документы, подтверждающие соответствующие изменения), пол, дата и место рождения, гражданство, данные о регистрации по месту постоянного жительства (в случае отсутствия регистрации по месту постоянного жительства – также сведения и документы, подтверждающие регистрацию по месту пребывания или отсутствие регистрации по месту жительства).

2. Сведения об обязательном пенсионном страхования (СНИЛС).

3. Сведения о постановке на налоговый учет.

4. Фотографии претендента в 3 экземплярах, размером 3 x 4 см в цветном или черно-белом варианте, без светлого угла, на матовой тонкой фотобумаге.

5. Сведения об образовании, в том числе о высшем юридическом образовании, либо о наличии ученой степени по юридической специальности.

6. Сведения о трудовой деятельности, в том числе подтверждающие стаж работы по юридической специальности (сведения из трудовой книжки, послужного списка, отчет о прохождении стажировки в адвокатском образовании, иные документы и сведения о прохождении стажировки, характеристика с последнего места работы по юридической специальности, должностные регламенты и др.).

7. Заявление об отсутствии вынесенного в отношении претендента, вступившего в законную силу решения суда о признании недееспособным или ограниченно дееспособным;

8. Справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования.

9. Сведения из психоневрологического и наркологического диспансеров, подтверждающие, что претендент не состоит на учете (наблюдении).

10. Сведения о том, допускался ли претендент в течение последних 12 месяцев к сдаче квалификационного экзамена в квалификационной комиссии другого субъекта РФ.

11. Сведения о наградах претендента.

12. Контактные данные, в том числе об адресе фактического места жительства, телефонной связи, адресе электронной почты.

13. Иные сведения, которые претендент полагает необходимым или возможным представить квалификационной комиссии (сведения о повышении квалификации, автобиография и др.).

Претенденту может быть предложено представить другие сведения и документы в случаях, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре.

Представление указанных документов и сведений осуществляется в электронной форме с использованием программно-технических средств личного кабинета в Комплексной информационной системе адвокатуры России (КИС АР), что не освобождает претендента от необходимости подтвердить их достоверность представлением подлинных документов либо надлежаще заверенных копий.

Доступ к личному кабинету предоставляется претенденту на основании логина и пароля, полученных в Адвокатской палате Республики Бурятия. 

Для допуска к сдаче квалификационного экзамена претендент представляет  документы в подлиннике (с двумя копиями) или в нотариально заверенной копии в двух экземплярах, а также фотографии.

В случае представления подлинников документов их копии заверяются уполномоченным лицом Адвокатской палаты Республики Бурятия.

1. Заявление

2. Анкета 

Для получения статуса необходимо иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании в сроки, установленные Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».


В стаж работы по юридической специальности, необходимой для приобретения статуса адвоктат, включается работа:

  • в качестве судьи;
  • на требующих высшего юридического образования государственных должностях в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органах;
  • на требовавших высшего юридического образования должностях в существовавших до принятия действующей Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, РСФСР и Российской Федерации, находившихся на территории Российской Федерации;
  • на требующих высшего юридического образования муниципальных должностях;
  • на требующих высшего юридического образования должностях в органах Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;
  • на требующих высшего юридического образования должностях в юридических службах организаций;
  • на требующих высшего юридического образования должностях в научно-исследовательских учреждениях;
  • в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
  • в качестве адвоката;
  • в качестве помощника адвоката;
  • в качестве нотариуса.